Дневник путешествий
Главная страница
Главнее не бывает.

О сайте
Для тех, кто здесь впервые
или просто для любопытных.

Все путешествия
Огласите, пожалуйста,
весь список!

Крым в Сети
Если вы живете в интернете...

Чертова лестница, 15 июня 2002

Участники: Сергей Романюк, Вика Овденко
Маршрут: Симферополь - Ялта - Олива - Чертова Лестница - Церковь - Форос - Севастополь - Симферополь

И снова "римейк", то есть повторение аналогичного похода. Ровно год назад мы прошли этот же маршрут, вот только сильная гроза на Ай-Петри тогда помешала нам. Хотя... В этом тоже была своя прелесть. В этот раз небо ясное, припекает солнце, никаких намеков на дождь.

Первоначально собиравшаяся команда в 4 человека распалась в день перед походом - Валя и Вовчик Ильин пожелали нам с Викой удачного путешествия и... остались дома.

В 7:20 я уже в Симферополе, что есть хорошо, так как мы собрались ехать на "круговом" автобусе Симферополь-Ялта-Севастополь-Симферополь, отправлявшемся в 7:40. Купили билеты до Фороса. Теперь есть возможность попасть туда без пересадок.

В 8:55 заезжаем на автовокзал Алушты, небольшая остановка, потом едем дальше.

В 9:35 мы в Ялте. Стоило мне выйти из автобуса на пару минут подышать свежим воздухом, как меня тут же окружила толпа с предложениями комнаты/квартиры/коттеджа, обязательно у моря и за совсем смешные деньги :) Это специфика курортной Ялты.

В 10:25 мы на месте: высаживаемся у поворота на Оливу. В прошлый раз, дойдя до поселка, мы поблуждали в непроходимых зарослях, свернув с дороги на казалось бы надежную тропу. В этот раз, конечно же, эту ошибку мы не повторили, но совершили пару других. Для разнообразия.

В 11 часов мы остановились у маленького озерца, образованного стекающим по скале ручейком. Это место мы хорошо помним по прошлому разу. От источника пошли дальше по дороге, так как по карте я определил (как потом выяснилось - ошибочно), что она как раз должна выйти к основанию Чертовой Лестницы. Минут через 20 мы поняли, что уходим совсем в сторону от перевала, на который нам предстояло подняться. Поворачиваемся и идем обратно. Не доходя до источника, обнаружили хорошую тропу, уходящую от дороги наверх, в нужную нам сторону. На нее мы и свернули.

Наконец, в 11:40 мы вышли на дорогу, идущую вдоль основания Байдаро-Кастропольской стены. На другой стороне ее - еще один источник. Умывшись прохладной водой, Вика поворачивается и выходит опять на дорогу.
- Ты куда?
- В каком смысле?
- Так тропа же прямо здесь начинается!
- А, ну да, чего-то я торможу...

Оказалось, что тормозил все-таки я :) Мне почему-то казалось что в прошлый раз мы начали подъем прямо от источника. Да и тропка, начинающаяся здесь, внушает доверие. Первые 5 минут. Потом тропа как-то постепенно исчезает, начинаются заросли, постепенно переходящие просто в густые дебри и в конце концов упирающиеся в скальные стенки. Мы сделали несколько попыток найти продолжение тропы, которая началась у источника, но попытки провалились. Потому что никакого продолжения и не было, а начало подъема было в 10 метрах у источника, куда в самом начале Вика и собралась идти.

В самом начале подъема нам навстречу спускается несколько человек. Видимо, это их ждет стоящий на дороге у начала тропы микроавтобус.

Петляющая по лесу тропа постепенно превращается в зажатую между скал каменную лестницу - Чертову Лестницу. Говорят, что перевалом этим, который носит еще и другое название - Шайтан-Мердвень (та же "Чертова Лестница" на тюркском) пользовались еще римские легионеры.

В 12:38 подъем заканчивается, тропка превращается в грунтовую дорогу, которая ныряет в лес, под кроны деревьев. Вот и знакомая нам по прошлом разу полянка с большими ромашками. Как тут пройти мимо? Достаем фотоаппараты, начинаем фотографировать цветы и разную живность, над этими цветами кружащую - бабочек, пчел...

С трудом оторвавшись от созерцания ромашек, идем дальше, по дороге. Через некоторое время, случайно бросив взгляд вправо, замечаю сквозь деревья огромный белый луг. Почему белый? Потому что весь усеян ромашками. Мы даже не стали искать нормальную тропу, которая вывела бы нас к этому лугу. Так и кинулись сквозь заросли :)

Красотища какая! Такие огромные поля ромашек, похоже, характерны только для Ай-Петри, больше нигде в Крыму я такого не видел.

Ровно в 2 часа дня устраиваем 45-минутный обеденный привал, прямо у тропы, в тени дерева.

После привала сворачиваем с тропы к краю плато, чтобы подняться на пару мысов, обрывающихся вниз вертикальными стенами. С мысов открывается великолепный обзор на море и берег. Год назад мы были лишены возможности забраться сюда: попав в грозу на Ай-Петри и испытав достаточно острые ощущения, мы уже особо не размышляли о том, как бы разнообразить нашу прогулку :)

С небольшой полянки, соседствующей с тропой, по которой мы движемся, открывается вид на знаменитую форосскую Церковь Воскресения. После этого начинается спуск с плато, тропа становится все круче, мы вслух удивляемся, как это мы умудрились спускаться здесь в прошлый раз, когда тропа представляла собой бегущий вниз ручеек. Чтобы поскользнутся там, не надо было прилагать абсолютно никаких усилий :)

В 15:51 вышли на асфальтированную дорогу, ведущую от Фороса к перевалу Байдарские ворота и дальше. По ней подошли к церкви. Как всегда, здесь много машин, большая часть которых - дорогие иномарки в составе свадебных кортежей. Мода диктует свои правила крутым пацанам :) Некоторые даже додумались использовать в качестве головной машины свадебного кортежа (та, в которой едут жених с невестой) здоровенный джип. Как только люди не извращаются, чтобы доказать свою "крутость"...

Постояв несколько минут на смотровой площадке у церкви, решили больше не задерживаться и двинулись по дороге вниз, к трассе. Над нами нависают вертикальные скалы Байдаро-Кастропольской стены. Стену такой высоты удается увидеть не часто. Поэтому это место так горячо любимо альпинистами, которые проводят здесь свои тренировки и соревнования.

Спуск от церкви к трассе занял у нас 42 минуты. В 16:44 мы уже стоим на остановке, высматривая автобус в сторону Севастополя. Но буквально через пару минут из Фороса на трассу поворачивает "Волга"-такси. Подъезжает к нам, притормаживает, останавливается. Водитель предлагает довезти до автовокзала Севастополя по 5 грн с каждого. Такой вариант нас вполне устраивает, неизвестно еще когда будет автобус, и подберет ли он нас.

По пути таксист подбирает еще двух человек и в 17:23 мы уже на автовокзале. На отходящий через несколько минут, в 17:30 автобус до Симферополя (тоже круговой) билеты, увы, уже проданы. Бегу к водителю автобуса, но он брать нас не хочет. Наверное, свободных мест действительно нет. Приходится брать билеты на 17:50.

В этот раз мне повезло, автобус приехал в Симферополь с опережением графика аж на 25 минут, в 19:25. Как раз через 5 минут отправляется евпаторийский автобус, на котором я и уезжаю домой.

Совсем забыл! Это же было мое юбилейное, 50-е путешествие... Полсотни походов и поездок по Крыму уже за плечами :) Можно подумать, что нет такого места в Крыму, где я бы не побывал. Какое глубокое заблуждение...